маньеризм

  • 81Кранах Лукас Старший —         (Cranach) Старший (1472 1553), немецкий живописец и график. Учился, вероятно, у отца. В 1509 посетил Нидерланды. В ранних произведениях выступил как смелый новатор: образы его святых подчёркнуто простонародны, композиции асимметричны,… …

    Художественная энциклопедия

  • 82Лейден —         (Leiden), город на юге Нидерландов, на рукаве р. Ауде Рейн, близ её впадения в Северное море. Впервые упоминается в IX в. В средние века крупный ремесленный и культурный центр. Историческое ядро города у слияния Ауде Рейна и Ньиве Рейна:… …

    Художественная энциклопедия

  • 83Мабюз —         Ян Госсарт (Gossaert), по прозванию Мабюз, (Mabuse; 1479 1541) нидерландский живописец, график и резчик по дереву.         Прозвище «Мабюз» (Мобежский) получил по городу Мобёжу (Maubeuge), Франция, в котором он родился около 1470.… …

    Художественная энциклопедия

  • 84Нидерландское искусство —         единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории исторической провинции Нидерланды (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части северо восточной Франции), входившей в конце XIV XV вв. в состав… …

    Художественная энциклопедия

  • 85Франция —         (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38 33 го тысячелетия до н. э.) на территории Юго Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон де Гом, Тюк д Одубер) были созданы замечательные… …

    Художественная энциклопедия

  • 86Кранах — (cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония – 1553, Веймар), немецкий живописец и график эпохи Северного Возрождения. Родился в семье художника. Учился, вероятно, у отца. В 1500–04 гг. работал в Вене, где сблизился с кружком… …

    Художественная энциклопедия

  • 87ДЬЯВОЛЫ — «ДЬЯВОЛЫ» (The Devils) Великобритания, 1971, 109 мин. Эстетская историческая драма. В основе фильма та же история внезапной любви к священнику, охватившей настоятельницу монастыря, что и в картине Ежи Кавалеровича «Мать Иоанна от ангелов». Однако …

    Энциклопедия кино

  • 88ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ — «ПЕРЕМЕНА УЧАСТИ», СССР, Одесская киностудия, 1987, цв., 109 мин. Притча, психологический триллер. По мотивам рассказа Сомерсета Моэма «Записка». Конечно, название фильма относится к личной судьбе постановщика не в меньшей степени, чем к судьбе… …

    Энциклопедия кино

  • 89ТЕМА — «ТЕМА», СССР, Мосфильм, 1979, цв., 99 мин. Психологическая драма. «Тема», заявленная в предыдущей картине режиссера Глеба Панфилова «Прошу слова», нашла в этом фильме непосредственное продолжение. Панфилов подвергает глубокому исследованию… …

    Энциклопедия кино

  • 90ВОЗРОЖДЕНИЕ — или Ренессанс (фр. Renaissance), период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы. Хронологические рамки ф и л о с о ф и и В. 14 16 вв. Ее историческое развитие можно разделить на три периода. Первый (14 в.) период размежевания… …

    Философская энциклопедия

  • 91СИМВОЛ — (от греч. symbolon знак, опознавательная примета) идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание. С. стоит между (чистым) знаком, у которого… …

    Философская энциклопедия

  • 92СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880 х по 1920 е гг.)… …

    Философская энциклопедия

  • 93ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… …

    Философская энциклопедия

  • 94Артсен Питер — см. Питер Артсен. * * * АРТСЕН Питер АРТСЕН Питер (Pieter Aertsen) (1508/1509, Амстердам 3 июня 1575, там же), нидерландский живописец. Сыграл важную роль в развитии бытового жанра и натюрморта в европейском искусстве. Сочетал влияние маньеризма… …

    Энциклопедический словарь

  • 95аллегория — и; ж. [греч. allēgoria иносказание]. В искусстве средневековья, Возрождения, барокко, классицизма: воплощение какой л. идеи в конкретных художественных образах и формах (скульптурах, героях литературных и живописных произведений и т.п.). Минерва… …

    Энциклопедический словарь

  • 96Бассано Якопо — (Bassano), настоящая фамилия да Понте (da Ponte) (около 1517  1582), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, представитель венецианской школы. Активно включал в религиозные картины сцены крестьянского быта, пейзаж, натюрморты;… …

    Энциклопедический словарь

  • 97Блумарт Абрахам — (Bloemaert) (1564 1651), голландский живописец и график. Библейские, мифологические, жанровые композиции, пейзажи отмечены влиянием итальянского маньеризма, с начала XVII в.  чертами классицистической возвышенности образов («Пейзаж с пророком… …

    Энциклопедический словарь

  • 98Бронзино Анджело — (Bronzino) (1503 1572), итальянский живописец. Представитель маньеризма. Холодно изящные, бесстрастно точные портреты («Элеонора Толедская с сыном», около 1545), многофигурные монументальные композиции (фрески Палаццо Веккьо во Флоренции, после… …

    Энциклопедический словарь

  • 99Бялостоцкий Ян — (Białostocki) (1921 1989), польский историк искусства. Труды, анализирующие исторические процессы в готическом искусстве, художественной культуре эпох Возрождения и маньеризма. Последователь Э. Панофского, одним из первых распространил методы… …

    Энциклопедический словарь

  • 100Вазари Джорджо — (Vasari) (1511 1574), итальянский живописец, архитектор, историк искусства. Работал главным образом во Флоренции. Представитель маньеризма (фрески в Палаццо Веккьо, 1555 1571); архитектурный ансамбль Уффици (ныне музей, с 1560). «Жизнеописания… …

    Энциклопедический словарь